НИ О ЧЕМ Я НЕ ЖАЛЕЮ..
Статья от радиооператора "Динамит"
В 1969 году я ходил в радиокружок Пензенского Дома пионеров на улице Кирова,13, паял всякую мелочь и часто с восторгом слушал радиохулиганов по транзисторному приемнику «Атмосфера». «Вольных операторов» было много на СВ, и такое ощущение, что всерьез никто не боялся, что их заловят. Потому-что в моде был следующие вещи. Например, налаживать передатчик прямо в эфире, что-то подпаивать, вставлять, постоянно получая оценку и совет корреспондента (в дуплексной связи, т.е. он-лайн). «Вот фон пошел", " вот модуляция громче стала», и т.п. Помню, слушая такой «спектакль наладки», я с приятелем А.Шихалеевым и с приемником в руках сперва пошел на какой-то фильм в кинотеатр «Родина», потом полтора часа спустя вышел из него, а на данной волне все еще сидели эти два друга.
Вторая мода — диктовать друг другу схемы, не стесняясь временем. Третья — магнитофонные концерты по часу и по два-три часа, а также трансляция пьянок на всю Пензенскую область. Т.е. судя по звукам, микрофон стоит на столе, идет бухня, звенят стаканы и визжат девки, сидит человек с гитарой, который исполняет между стаканами разные веселые песни. Вообще, это было настолько необычно на том же диапазоне, где и московский «Маяк». Можно было только замирать и восхищаться.
Схему приставки на лампе 6П6С мне дал какой-то пацан годом-двумя старше в радиокружке, там была помечена даже цоколевка, что к какой ножке. Микрофон — наушник «ТОН» на 2200 ом. Собрал после уроков на дощечке дома. В квартире у нас стояла радиола «Родина». Был я настолько неопытен, что провода к панельке звуковой лампы «Родины» даже не подумал подпаять, а тупо засунул выводы приставки в гнезда лампы 6П14П в нашей радиоле. Из-за этого сперва не было контакта, потом еще что-то. И с неделю я не смог заставить эту приставку работать. Потом как-то вышло, что она заработала, приемник загудел. Безуспешно пытался всех вызывать, крича в эфир свой позывной «Камертон». Немудрено, что не слышали — антенна была всего метра полтора. Но однажды мне ответил какой-то мощный оператор и сказал, что меня слышит на уровне помех. В-общем, сжалился. После этого я стал постепенно набираться ума — переставил родительскую радиолу из залы в свою комнату где спал, намотал спиральную антенну метров на 15-20, научился пользоваться неоновой лампочкой для контроля.
Потом мой позывной стал «Червонец» (1970-1971 годы). Из мощных операторов г. Пензы того времени помню «Снегопад» (кажется, это Гена Кабанов, позже стал известным спасателем), «Ориентир», «Советский Союз». Был у меня приятель Саша Саунин из магазина «Дон», к 1972 году он работал под «Триумфом» и стал мощным. В ходу были позывные «Каскад», «Фаза», «Батя». По реальным наблюдениям, приставка на 6п3с к приемнику с комнатной антенной 15 метров (дом кирпичный, 2 этаж) прослушивается на контрольный транзисторный приемник 4 класса в городской застройке не более чем на километр в округе (это максимум). К 1972 году приятель по кличке Артур (тоже радиохулиган) с улицы Кирова помог мне сделать наружную антенну на нашем 6-этажном доме. Что такое антенный кабель, мы не знали. Просто толстый провод вдоль стены и над крышей. Согласовывать я не умел, отдача в антенну (по лампочке 3,5 вольта, 0.12 а) была слабой, но все равно дальность здорово выросла. До 5-7 км примерно, но не больше. Потом я сделал предусилитель и резко выросла громкость модуляции. Так я поднялся до «средних» (по слышимости) операторов.
Типичный пример общего вызова тех лет (через хриплый угольный микрофон, громко и нахально): -Ааааа-лло!!! ААА внимание всех свободных операторов, на данной частоте работает радиостанция ааа «Червонец», здесь «Червонец», ааа ко всем прием, прием, прием! Потом я уехал получать высшее образование в другой город… Вернувшись в Пензу в конце 1977 года в качестве дипломированного специалиста и заняв неплохую должность, я постоянно помнил о радиохулиганстве. Эфир на средних уже не так кишел, но ребята работали.
В официальные радиолюбители я и не пытался идти, так как отталкивала вся эта муть с оформлением документов и построением сверхсложных схем. Вообще-то в школе№4, где я учился до 1972 года, была коллективная радиостанция UK4FAE и радиокружок, которым руководил Коровин, но все это было по-боку. Радиокружок годился только для воровства деталей и ухватываняи каких-то навыков, не более.
Так что, доработав в своей должности до 26 лет от роду, я собрался с духом и вновь стал радиохулиганить. К 1983 году у меня был самодельный аппарат с задающим на 6п14П и выходной каскад на 6п3с, потом к нему я приделал еще один выходной каскад на двух Г-807 и что-то в этом роде.
Специалистом по радио я не был (учился полиграфии), до всего дошел постепенно. Стал мощным оператором на фоне полупустого эфира на средних, т.к. почти все оставшиеся свалили в промежуточные волны. А я работал под позывным «Динамит», да еще через древний угольный микрофон с питанием. Короче, техника позавчерашняя, позывной подрывной, сигнал с фоном и хрипом, голос агрессивный — типичная ностальгия по началу 1970-х. В 1980-х в такой манере и на такой технике уже никто не работал почти. Один раз (трагическое воспоминание) я днем пахал в эфире, и какой-то «подсадной», «подсадная утка» (я уверен, это не случайно) упорно не давал мне выключаться разными приемами. То давай крикнем на даль, то еще что-то. Я чувствовал. что опасно завис в эфире. И не ошибся. В дверь позвонили — мент и два сотрудника инспекции электросвязи по Пензенской области…
Конфискация. Суд по статье «мелкое хулиганство». Увольнение с позором с моей должности. Но скоро подошла перестройка и постепенно мой «позор» стал сходить в глазах окружающих, как смелость в эпоху тоталитаризма. Так что ни о чем я, ребята, не жалею.
Хотя мне уже 52 года, дураку. В официальные радиолюбители не пошел бы и не пойду, пусть там отставные сотрудники спецслужб за призы и дипломы борются. На хрен все это. Охотно и сейчас бы поорал на средних, но связываться не с кем. На диапазоне Си-Би я работал года четыре, но сейчас он вымер.
Надеюсь, что на какой-то частоте образуется устойчивый радиохулиганский уголок, что туда подвалит народ молодой и старый. И тогда я сооружу какую-нибудь хреновину и вылезу в эфир. Потому-что настоящая суть радиохулиганства — это похулиганить в эфире! С хрипом, с понтом, с воем, с крутым позывным. Но вот материться вовсе не обязательно. Я лично не матерился.
Володя.
Бывший «Червонец» и «Динамит».
Сейчас живу в Питере.